Телефон Натальи Николаевны  +7 908 449 48 85 

Графическая композиция

Этапы работы :

1

2

3

Образ сказочной птицы в искусстве.

В разных уголках нашего мира существуют легенды об удивительных зверях и птицах, которых никто никогда не видел, но описания которых поразительно сходны. Так из многих сказок дошел до нас образ Жар-птицы. В разных культурах ее образ  обрастал своими подробностями и оттенками. У славян она Жар-Птица, у египтян и греков Феникс, у китайцев Фэн-хуан. Но при этом описание ее весьма сходно.

Птица-огонь, — говорили славяне о Жар-птице. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. А по ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье — молодильные яблоки (достаточно редкие, даже в старину), которые дают ей красоту и бессмертие. Ее золотая окраска связана именно с местом ее пребывания, так как считалось, что в «тридесятом» царстве всё окрашено в золотой цвет. Считается, что по размерам Жар-птица достигает павлина. Перья ее обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека, они блистают серебром и золотом, крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. 

Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, и, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.  А вот поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об огненное оперение.  Славяне связывали Жар-птицу с золотом и кладами, считая, что именно птица указывает на них. Где она опустится, там в земле сокровища и таятся. Пение Жар-птицы исцеляет болезни и недуги и возвращает зрение слепым, а когда она поёт, из клюва сыплется жемчуг.Для того, чтобы удача и счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, люди, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями. К образу Жар-птицы обращались не только народные, но и профессиональные художники: Е. Д. Поленова, Л. Бакст, И. Я. Билибин, В. М. Васнецов.

Декоративная композиция

ЭКСЛИБРИС

Нажми и скачай, сохрани на компьютер

Нажми и скачай, сохрани на компьютер

Началось все с того, что французский король Карл V, или как его называли «Король-книжник», собрал выдающуюся библиотеку. И на каждом манускрипте собственноручно проставил: "Эта книга моя. Карл". Так впервые появилось обозначение владельца книги или экслибрис.

      Вид печатного знака он приобрел в Германии в XV веке вскоре после изобретения книгопечатания. Альбрехт Дюрер (им было создано более десяти экслибрисов), Гольбейн Младший и другие великие художники посвящали свое время созданию экслибрисов. Лукас Кранах Старший впервые ввёл в экслибрисы символы занятий владельцев библиотеки.

     В XVI-XVII веках элементы оформления книги очень часто напоминают ювелирные изделия. Ведь художник – гравёр того времени почти всегда начинал свой путь как ювелир. Изумительные миниатюры французского гравёра Этьена Делона похожи на драгоценные ювелирные гирлянды, и эта драгоценность долго сохранялась в книжном знаке.

      В середине XVIII века экслибрис приобретает характер небольшой рокайльной виньетки (рокайль - орнамент в виде раковин и причудливых завитков, применявшийся в архитектуре и прикладном        искусстве).      

Иногда на нём изображалась урна или могильный камень с факсимиле владельца книги на фоне романтического пейзажа. (Факси́миле — воспроизведение любого графического оригинала — рукописи, рисунка, чертежа, подписи). Кромки знака как бы растворены в бумаге. Появляются на экслибрисе и всевозможные эмблемы, аллегории и символы.

В России экслибрис появился при Петре I. Книжные знаки имели сподвижники Петра I: Я. Брюс, Д. Голицын, А. Лефорт, Р. Арескин.

      До XIX века большая часть личных библиотек принадлежала к привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца. Популярными были также вензелевые книжные знаки.

      В XIX веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый.

      XX век – золотой век расцвета экслибрисного жанра в России. Расцвет русского художественного экслибриса приходится на первую половину XX века, когда в создании книжного знака принимали участие такие художники, как члены художественного объединения "Мир искусства" - А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский, И. Билибин. Многие выдающиеся художники внесли в эту область графического искусства свою лепту: В. Васнецов, М. Врубель, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева. Каждому из их знаков были присущи качества высокой графической культуры, стройность композиции, гибкость и изящество рисунка, филигранная ажурность деталей, книжность облика. В 1920-1930-х гг. к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики - В. Фаворский, Н. Купреянов, Н. Л. Бриммер.  В послевоенные годы над экслибрисом трудятся известные художники Е. Голяховский, Г. Кравцов, В. Фролов, А. Калашников, Н. Калита, Г. Ратнер.

       Искусство книжного знака прошло многовековой путь развития.Безусловно, стиль экслибриса со временем изменился, но большинство экслибрисов отображали декоративный стиль времени. Они грузны и замысловаты в эпоху позднего Возрождения и барокко. Ясны и уравновешены, спокойны и строги во времена господства классицизма. Журнально-графичны в годы засилья стиля модерн.

     Огромный ряд иллюстраций отображается на экслибрисах - драконы, ангелы, трофеи, животные, птицы, дети, музыкальные инструменты, оружие, изображения цветов, деревьев, растений, пейзажей и многое другое.

Рисунок

Тема: рисование несложных по форме предметов: луковица, бублик, яблоко.     

Задача: грамотное расположение рисунка на плоскости листа бумаги, применение правил построения простых предметов и передача их объема с помощью светотеневых отношений. Выразительная передача  характера формы.    

Материалы, инструменты: лист бумаги формата А5 (6 листов), карандаш.

На листе формата А5 – 1 зарисовка предмета (всего нужно выполнить шесть зарисовок предметов). Задание рассчитано на 6 часов (1 час – на одну зарисовку).

Нажми и скачай, сохрани на компьютер

Детские работы:

Рисунок бублика:

Рисунок луковицы:

Тема: Рисование симметричных предметов.    

Задача: грамотное расположение предмета на плоскости листа бумаги, применение правил построения симметричных предметов. Передача пропорций, характера формы предмета. Передача объёма с помощью светотеневых отношений.

Материалы, инструменты:лист бумаги формата А5 (3 листа), карандаш.

На листе формата А5 – 1. Зарисовка симметричного предмета (всего нужно выполнить три зарисовки  предметов). Задание рассчитано на 3 часа (1 час – на одну зарисовку).

Нажми и скачай, сохрани на компьютер

ЖИВОПИСЬ

Нажми и скачай, сохрани на компьютер

1/2